РАЗУЧИВШИЕСЯ… ОТДЫХАТЬ

Они не могут просто “лежать на диване” — даже в свой выходной. Если они “ничего не делают”, их съедает тревога. Что мешает им расслабиться?

 

Есть люди, которые не любят выходные дни. Точнее, не любят проводить такие дни дома. Ну как, не любят? На самом деле, скорее, не могут. И если случается так, что приходится по каким-то причинам “сидеть дома” в выходной, им, таким людям, бывает плохо. Не просто плохо — невыносимо.

Обычные диалоги между мной и клиентами с такой вот проблемой (их, “разучившихся отдыхать”, в последнее время стало больше) выглядят так:
— Как тебе на выходном (в отпуске)?
— Плохо… 
— А что именно плохо? Что происходит?
— Как-то не по себе. Неспокойно. Тоска какая-то… пустота.
— О чем тоскуешь?
— Не знаю… Не хочу ничего делать.
— И? Не хочешь — не делай. В чем проблема?
— Ну как же? Надо же хоть что-то делать… 
— Зачем? Зачем тебе что-то делать в свой выходной? Чтобы что?
— Чтобы… делать...

Понимаете, да? Нужно делать, чтобы делать. Процесс ради процесса. Бессмысленный и беспощадный.


Именно вот эту бессмысленность, бесцельность такого “делания” и ощущают “разучившиеся отдыхать”. И сопротивляются ей. Оттого и возникает “ничего не хочу делать”. Плюс — совершенно естественное утомление, физическое, психическое, эмоциональное, которое периодически случается с каждым из нас. Только вот для наших героев утомление — вовсе не повод для “ничего-не-делания”. Для пассивного отдыха, если хотите. 
При этом они даже могут понимать — что называется, “головой”, — что нуждаются в отдыхе. В том, чтобы просто полежать. “Потупить” в сериал или тв-передачу. Полистать ленту новостей в соцсетях. Или бездумно потыкать в простенькую аркадную игру на телефоне. Почитать что-то развлекательное… неполезное. Иначе говоря, расслабиться. 
Да, понимать могут. Расслабиться — нет. Ведь если они решат, добровольно или вынужденно, в силу обстоятельств, провести выходной вот так, как я описала выше, они встретятся с довольно неприятным ощущением, которое описывают как “беспокойство/тоску/пустоту”.

Это ощущение — тревога. А тревога, как вы знаете, это такой невнятный, неопределенный страх. Она появляется, когда мы чего-то боимся, но не понимаем, не осознаем, чего именно.


Иначе говоря, расслабиться нашим героям не дает страх. Чего именно? А все того же: своей “плохости”. Осуждения. Неодобрения. Все потому, что в бессознательном, порой довольно глубоко, обитает у них установка: “Нельзя бездельничать”. Нельзя сидеть без дела. Даже в законные выходные. Нельзя. Нужно все время что-то делать — и не абы что, а полезное. В идеале — полезное другим.

Тут, думаю, стоит сделать паузу для небольшого ликбеза — или напоминания: что есть установки и какими они бывают.

Как появляется «мусор» в голове?

Итак, установка — это ментальная (мыслительная, то бишь) конструкция. Иначе установку можно назвать убеждением — ибо в ее истинность мы искренне верим. «Сидят» установки в бессознательном и, собственно, из них складывается наша картина мира — иначе говоря, наше представление о себе, других, о правильном/неправильном, полезном/вредном, разрешенном/запретном и так далее.

Подавляющее большинство этих устойчивых конструкций у нас интроектированы. Что такое интроект? Некая мысль, которую в детстве нам озвучил (чаще всего — неоднократно) значимый взрослый, и мы безоговорочно поверили в ее истинность. Поверили без тестирования на соответствие реальности — а правда ли это так? — ибо в том возрасте не были способны к аналитическому, критическому мышлению.

У каждого из нас сотни, десятки сотен таких во установок. Львиная их доля не осознается. И все они нас регулируют — наши мотивы, наши мысли, наше поведение, наши отношения и так далее.

Какие бывают установки?

1. Ценности (устойчивые представления о том, что важно для тебя). Думаю, тут более-менее понятно, но все же проиллюстрирую.
Например, у меня есть ценность развития. Я не должна, не обязана все время осваивать что-то новое, я не смотрю на это с позиции "правильно/неправильно" — я того хочу и для меня это ВАЖНО.

2. Долженствования (устойчивые представления/руководства о том, что ты обязан делать/думать, каким ты обязан быть и т.д.). Это то, что мы обязаны делать, хотя и не хотим, и нам это не важно (если хотим, то это потребность, если важно — ценность).
Например: я НЕ хочу ехать по городу со скоростью 60 км/ч, я хочу быстрее. Но я должна соблюдать скоростной режим.

3. Суждения (устойчивые представления о том, что хорошо, что плохо, что правильно, что не правильно, что можно, что нельзя).
"Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо". "Женщина, которая не выходит замуж, а вместо этого встречается с разными мужчинами — шалава". И так далее. Именно исходя из своих установок-суждений мы других людей либо осуждаем, либо одобряем.

4. Правила (устойчивые представления о дозволенных, приемлемых и допустимых рамках/границах в разных аспектах жизни/деятельности). Иначе говоря, это представления о том, что можно и нельзя.

Или, допустим, я считаю НЕДОПУСТИМЫМ звонить в домофон с оседям или незнакомым людям с просьбой пустить меня. А для кого-то это - в порядке вещей, могут позвонить даже среди ночи. еров), правила поведения на дороге (в том числе и негласные, например, Дай Дорогу Дураку) и разные прочие "правильно".
Например: у меня четыре собаки, я гуляю с ними на улице. И я подбираю за ними экскременты, потому что считаю это ПРАВИЛЬНЫМ. Я не должна, не обязана. Не скажу, что для меня это прям ценность — собирать какашки. Не вижу, кстати, ничего ПЛОХОГО в том, что они остаются в траве - это удобрение. Но я за своими подбираю, ибо для меня это ПРАВИЛЬНО. Для меня оставить их — недопустимо. Мне так нельзя. Неправильно это — для меня.

Вот вкратце об установках и их видах. Ну а теперь вернемся к нашим разучившимся отдыхать.

Бездельничать нельзя работать

Догадываетесь, где у таких людей стоит запятая? Верно, им нельзя бездельничать. Ибо в бессознательном обитает запрет-суждение. Именно так. Запрет: нельзя бездельничатьСуждение: бездельничать (либо делать что-то неполезное) — плохо.

А если уж совсем просто, эта конструкция в бессознательном выглядит так: бездельник — плохой.

Дальше, как вы знаете, стандартная иррациональная цепочка: если я плохой, меня не будут любить, а значит я умру.


Иррациональная — ибо после того, как мы выходим из возраста объективной беспомощности и зависимости от других, эта установка утрачивает соответствие реальности. Ну правда, взрослый человек не умрет без любви других. И без их одобрения. И от одиночества не умрет. В общем, думаю, вы понимаете.

Соответственно, и безделье тоже не грозит смертью. Это очевидно, да?

Ага. Только очевидным-то оно становится, когда установку эту обнаружишь и осознаешь. Что, кстати, весьма сложно сделать самостоятельно.

А пока убеждение не осознано, оно, как я сказала, управляет. Регулирует человека. Одна из его частей — так называемый внутренний ребенок — продолжает искренне верить в то, что если он не будет делать ничего полезного, к нему будут плохо относиться. Его отвергнут.

И — в самом деле отвергают. Кто? Да сам себя он и отвергает, такой человек. Ну а внутренний процесс выглядит так: внутренний критик (обвинитель, насильник, цензор), говоря по простому, гнобит того самого внутреннего ребенка. Собственно, обвиняет, ругает, осуждает и запугивает. Само собой все это происходит в бессознательном, человек сам этот процесс не ощущает, не наблюдает. Он встречается уже с результатом — а именно: страхом, недовольством самим собой, самоотвержением. И — невозможностью расслабиться.

Старый добрый внутренний конфликт между “хочу” (валяться на диване, забив на все, например) и “нельзя”.

Что же делать?

Если в “разучившемся отдыхать” вы узнали себя, то для начала есть смысл осознать — то бишь признать — что глубоко внутри, в бессознательном, у вас сидит запрет на “ничегонеделание”. Вам нельзя заниматься чем-то бесполезным. Только польза, только хардкор!

И не так важно, как он появился, этот запрет. Возможно, кто-то из родителей — или оба — были “носителями” установки “Бездельничать — плохо!”. Они могли даже ничего вам не говорить, не нагружать вас обязанностями. Но все детство вы наблюдали, как мама и папа все время, постоянно, без отдыха что-то делают, делают, делают… И это — родительский пример — зачастую является более надежным источником интроектированных убеждений. Ведь все мы любим своих родителей и до определенного возраста считаем их самыми лучшими. Мы видим в них идеал и образец для подражания. И подражаем — бессознательно.
Впрочем, вас могли и нагружать, и ругать за безделье — и теперь вы нагружаете и ругаете себя сами. И сами себе не даете расслабиться. 

В общем, повторю: не так важно, каким образом появилась у вас эта установка. Важно ее осознать. И — протестировать на соответствие реальности. Вашей взрослой реальности.

А правда ли меня отвергнут сейчас, если свой выходной я проведу на диване? Я имею в виду, правда ли меня отвергнут все на свете люди? А действительно ли это сделает меня “плохим”? А правда ли я должен/должна к себе плохо относиться, если решил(а) провести день в безделье? Ну и так далее.

Думаю, вы понимаете, что значит “протестировать” убеждение? Да, это — для начала — подвергнуть сомнениям его истинность, его реалистичность.
А затем — попробовать “на вкус” такую вот мысль: “Я могу бездельничать и при этом хорошо к себе относиться”. Да, поначалу, вероятно, она будет вызывать сопротивление. И та самая мутная тревога может даже усилиться. Это нормально. Просто продолжайте повторять это — мысленно, а затем и вслух. 

До тех пор, пока сопротивление не сменится возмущением: мол, и правда, а какого лешего я буду к себе плохо относиться, если разрешу себе отдыхать так, как мне сейчас хочется? А с чего это я должен/должна все время что-то делать? Я имею право делать отдыхать так, как хочу! 

А потом снова повторяйте — теперь уже две мысли: “Я могу бездельничать и при этом хорошо к себе относиться” и “Я имею право делать отдыхать так, как хочу!”. Спорьте с внутренним критиком: он будет возражать, и ваша задача — приводить убедительные аргументы в защиту вашего права. До тех пор, пока все внутри вас не поверят в это право. Искренне.

Ведь по большому счету, установка “Нельзя сидеть без дела” — всего лишь привычная мысль. Привычка. И как любую привычку ее можно изменить — методичным и многократным повторением новой мысли. До тех пор, пока новая мысль не станет… привычной. И тогда запрет сменится разрешением. 

Наталья А. Шатц

Психолог. VIP-коуч. Тренер. Руководитель КРОСС-клуб.Литвак.Челябинск.

Источник: https://zen.yandex.ru/