ПИАР ИЛИ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ? 8 ПЛЮСОВ КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА

Люди тратят деньги, время и силы, чтобы помочь нуждающимся. Объединяются в сообщества и организации, делятся своим опытом и советами в социальных сетях. Одновременно в России развивается феномен корпоративного волонтерства, когда благотворительной деятельности сотрудников помогает работодатель.

 

Корпоративное волонтерство полезно для всех вовлеченных сторон: нуждающиеся получают помощь, волонтеры — бесценный опыт и удовлетворение от проделанной работы, а компания — пиар и кое-что еще. На примере компании Yum! Brands, управляющей сетями ресторанов KFC и PizzaHut и поддерживающей волонтерское движение по всему миру, мы попытались разобраться, что именно получает компания взамен волонтерской активности и как организовать благотворительную деятельность в своей компании.

1. Корпоративное волонтерство повышает лояльность к работодателю

Если верить внутренним исследованиям KFC, волонтерские проекты положительно влияют на оценку деятельности компании со стороны сотрудников. Лояльные сотрудники дольше задерживаются в организации — это касается и офисного персонала, и работников ресторанов.

В волонтерской деятельности KFC могут участвовать семьи сотрудников. Это условие ввели специально: с одной стороны, оно снимает один из барьеров участия в волонтерских проектах, с другой — повышает вовлеченность сотрудника в жизнь компании и уменьшает шанс его увольнения.

Зарубежные исследования подтверждают эти тезисы. По разным оценкам, от 40 до 60% людей трудоспособного возраста признают, что им важно работать в компании с высоким уровнем социальной ответственности. Для одних этот факт влияет на выбор работодателя, для других это просто повод для гордости, третьи готовы на чуть меньший компенсационный пакет в компании, которая заботится об окружающих.

2. Налаживает связи между сотрудниками

Волонтерское взаимодействие заменяет привычные тренинги и игры для сплочения команды. При этом участие в благотворительности — мероприятиях, которые общество, безусловно, одобряет, — формирует не только корпоративную, но и гражданскую идентичность у сотрудников.

В KFC замечают, что сотрудники часто сами объединяются в группы и организовывают выезды в приюты для животных или детские дома. В таких случаях тимбилдинг осуществляется сам собой, без архаичного навязывания сверху.

Большую роль играет участие руководителей: они притягивают новых добровольцев и на своем примере доказывают, что участие в проектах важно для компании и общества. Общение на мероприятиях сокращает дистанцию между руководителями и подчиненными, помогает находить общий язык.

3. Дает менеджерский опыт

Одна из стратегий корпоративного волонтерства заключается в поддержке самостоятельных инициатив сотрудников. Такой формат привлекает больше людей и дает больший выбор проектов, ведь проявить организационные способности может любой участник.

У многих подразделений KFC есть истории о том, как волонтерская деятельность ускорила продвижение сотрудника. Руководители замечают тех, кто сумел организовать успешный проект: у таких людей обычно развито проектное мышление, они умеют выстраивать коммуникации и стремятся добиться результата. Поэтому лидеры попадают в кадровый резерв.

4. Развивает уникальные навыки

Волонтерская деятельность требует определенных качеств. Сотрудники учатся лучше взаимодействовать между собой и с теми, кому нужна помощь, выстраивают командную работу, проявляют лидерские качества. Во многих компаниях проводят обучение волонтеров. Их учат общаться с чиновниками и НКО, не поддаваться эмоциональному выгоранию — навык, который пригодится на любой работе. Добровольцам приходится выходить из зоны комфорта, и это ускоряет развитие и обучение.

Участие в волонтерских проектах, и особенно курирование проектов, дает возможности для развития, которых нет в повседневной рабочей деятельности, считают в KFC. Самый простой пример — когда директор ресторана, лидер волонтерского проекта, учится управлять людьми, которые не являются его непосредственными подчиненными.

Помощь другим поднимает самооценку, как и символическое поощрение от работодателя. Волонтеров награждают грамотами или значками, рассказывают об их деятельности на внутреннем портале и в социальных сетях. Внимание работодателя для корпоративных волонтеров важно не меньше, чем собственное желание делать мир лучше.

5. Привлекает сотрудников-альтруистов

Волонтер — человек с определенным набором качеств. В первую очередь это выраженные потребности в самоутверждении и ориентация на успех — такие выводы сделал в своем исследовании российский Национальный совет по корпоративному волонтерству. У волонтеров сильно выражена забота о социальной среде и ниже, чем в среднем по стране, потребность в конформизме. Такие люди больше других склонны к альтруистическому поведению и дольше задерживаются в компании.

Для поддержки и развития волонтерского движения лучше всего выявить среди персонала костяк энтузиастов, некую рабочую группу, которая будет сопровождать все волонтерские проекты сотрудников, советуют в KFC. Они могут делать это на волонтерских началах в нерабочее время, если есть желание и позволяет объем работы.

Если волонтерская деятельность продолжается в компании достаточно долго, доля альтруистов среди персонала возрастает, а в коллективе закрепляется культура взаимопомощи, которая положительно влияет на работу.

6. Укрепляет корпоративную культуру

Сотрудники охотнее вовлекаются в корпоративное волонтерство, если его направление сочетается с деятельностью компании. Направлений много — помощь сиротам, пожилым, людям с ОВЗ, животным, поддержка экологии или восстановление исторических памятников, интеллектуальное волонтерство, пропаганда здорового образа жизни и так далее. Главное, чтобы сотрудники четко видели связь между направлением волонтерской деятельности и корпоративными ценностями.

Так как KFC — молодежный бренд, то основным направлением своей благотворительной деятельности они выбрали помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Программа поддержки и развития волонтерства «Лига волонтеров KFC» тесно встроена в корпоративную культуру компании.

Это утверждение легко проверить, если вспомнить, как по-разному проявляют социальную ответственность разные бренды. Производители энергетических напитков поддерживают развитие искусства и творчества, табачные компании концентрируются на помощи взрослым, технологические компании развивают направления, связанные с образованием, — социальные проекты логично встраиваются в платформу бренда.

7. Улучшает позиции компании на рынке труда

Волонтерская деятельность влияет на HR-бренд компании разными способами: через лояльность действующих работников, общую репутацию компании («раз они заботятся об окружающих, значит, думают и о своих сотрудниках») или образ в социальных сетях. Волонтерство само по себе может стать способом привлечения сотрудников.

Вот что рассказывает HR-менеджер одного из партнеров-франчайзи KFC: «Мы активно призываем сотрудников приглашать на волонтерские проекты своих друзей, знакомых, родственников. Если честно, у нас корыстная цель — привлечь таким образом новых сотрудников. У нас уже есть четыре таких сотрудника в одном из городов, которые пришли к нам работать после совместных поездок в детские дома. Конечно, это немного. Но, если учитывать, что затраты на поиск составили ноль рублей, получается не такой уж плохой результат».

Благодаря лояльности и вовлеченности сотрудников растет качество обслуживания клиентов.

8. Укрепляет партнерские связи

Благотворительность — это поле, на котором действуют самые разные компании: не только фастфуд-гиганты или ресурсные корпорации. Корпоративное волонтерство доступно даже малому бизнесу, так как не требует больших денежных вложений. Но самостоятельно, без привлечения экспертов и сотрудничества с другими организациями, сложно с нуля создать успешную программу корпоративного волонтерства.

Анна Орлова, руководитель фонда «Открывая горизонты», который реализует совместные волонтерские программы с KFC, уверена: «Совместное участие в благотворительных мероприятиях помогает формировать бизнес-сообщество, которое заинтересовано в улучшении ситуации в регионе. Помогает устанавливать неформальные связи, «говорить на одном языке». В волонтерских проектах KFC, например, участвует 40 компаний партнеров-франчайзи, а также крупные предприятия, с которыми KFC сотрудничает, — например, молочный производитель «Эрманн».

За советом можно обратиться в партнерские организации, сторонние благотворительные фонды или НКО. Они помогут найти действительно важную социальную задачу для реализации волонтерского проекта. А совместные усилия дадут больший социальный и корпоративный эффект для всех: благополучателей проекта, сотрудников-волонтеров и самой компании.

Партнеров и волонтеров сейчас ищет фонд «Открывая горизонты», совместно с которым мы написали эту статью. Он был учрежден Yum! BrandsRussia в 2015 году. Цель фонда — помощь подросткам в профессиональном самоопределении и подготовка к успешной профессиональной деятельности во взрослой жизни. Без профориентационной поддержки выбор часто осуществляется по принципам «где проще» или «за компанию»: особенно это относится к подросткам, оставшимся без попечения родителей, которым некому помочь или дать совет. Поэтому лишь немногие из них строят успешную карьеру.

«Мы помогаем подросткам определить свои профессиональные предпочтения, а также знакомим их с опытом реальных компаний и сотрудников, — добавляет Анна Орлова. — KFC и фонд «Открывая горизонты» ищет партнеров, готовых рассказать детям-сиротам о своей профессиональной жизни. Если вы представитель организации или волонтер и хотели бы стать партнером фонда, принять участие в одной из программ или организовать экскурсию на свое предприятие, то оставить заявку и ознакомиться с деятельностью фонда подробнее можно здесь».

Материал подготовлен совместно с компанией Yum! Brands.

Источник: https://saratov.hh.ru/